обработка осадка на очистных сооружениях

В управлении коммунального хозяйства, обслуживающего 106 тысячный город Новотроицк, решили отметить свое шестидесятилетие серьезной реконструкцией. Для муниципального унитарного предприятия «Управление коммунального хозяйства» (МУП УКХ) города круглая дата стала поводом перейти на качественно иной инновационный уровень. Прорывом, в частности, стала модернизация городских очистных сооружений. С недавних пор комплекс очистных сооружений перестал соответствовать нуждам растущего города, да и используемые технологии были низкоэффективными.

Со времен СССР процесс обработки осадка на очистных сооружениях Новотроицка был устроен следующим типовым образом: первичные отстойники, вторичные отстойники, илоуплотнители метантенки, иловые карты, куда подавался весь осадок. Иловые карты представляют собой естественный фильтр, где обезвоживание осадка происходит под воздействием гравитации. Карты оборудованы дренажной системой.

Рано или поздно карта заполнялась, и ее приходилось чистить,
а кек вывозить за пределы комплекса очистных. При этом процесс обезвоживания на иловых картах шел чрезвычайно неэффективно. При входящей̆ влажности в 97–98 % ил удавалось высушивать в таких картах лишь до влажности в 90 %. Из-за того, что кек находился в полужидком состоянии, приходилось тратить значительные средства на погрузку и вывоз этой̆ субстанции.

Кроме того, во время очистки площадки, целостность дренажной системы, как правило, нарушалась и, рано или поздно, возникала необходимость ее ремонта. В год на двух из шестнадцати иловых карт Новотроицка должен был проводиться капитальный ремонт. Стоит это недешево (см. таблицу).

Помимо всего прочего, работа иловых карт представляла собой высокую опасность для окружающей среды. Ведь, по сути, все вредные газы из нестабилизированного сброженного осадка выделялись в воздух.

В связи с длительной эксплуатацией вопрос о реконструкции иловых карт стоял давно. Тем более что к юбилею управления без своевременного проведения капитальных ремонтов количество иловых площадок, пригодных к эксплуатации, сократилось до одиннадцати. Город стоял перед выбором – строить новые иловые карты или же переходить на механическое обезвоживание.